Эти элементы представляют собой основные вещества, составляющие материю мира. С помощью данной концепции древневосточные врачи доказали, что к пониманию микрокосмоса (человека с его сущностью) следует подходить целостно, неотрывно от макрокосмоса (окружающей природы), так как влияние их друг на друга неоспоримо.
Пять первоэлементов – Вода, Дерево, Огонь, Земля, Металл – содержат в себе свойства взаимопротивоположных и взаимосвязанных веществ. Взаимопорождение пяти первоэлементов указывает на рождение и стимуляцию одного предмета другим. Например, Дерево порождает Огонь, который появляется, когда сгорает Дерево; Огонь порождает Землю: когда он гаснет, на месте костра остается Земля; Земля порождает Металл, который содержится в почве; Металл порождает Воду: плавясь, он приобретает жидкую структуру; Вода порождает Дерево: она необходима для его роста и развития. Взаимоуничтожение пяти первоэлементов определяет торможение и ограничение одного предмета другим.
Например, Дерево уничтожает Землю, так как оно произрастает из Земли; Земля уничтожает Воду, так как она впитывает ее; Вода уничтожает Огонь, так как она гасит его; Огонь уничтожает Металл, так как он, нагреваясь, плавится; Металл уничтожает Дерево, так как с помощью металлических предметов можно срубить дерево. Это самое первое и наиболее древнее представление о взаимопорождении и взаимоуничтожении пяти первоэлементов.
По мере развития теория пяти элементов приобретала иной смысл и новое содержание. Китайские ученые провели массу исследований, которые позволили обобщить теорию пяти первоэлементов и соотнести каждый элемент с определенным органом человеческого тела. Например, Дерево относится к печени и желчному пузырю, Огонь – к сердцу и тонкой кишке, Земля – к селезенке, желудку и поджелудочной железе, Металл – к легким и толстому кишечнику, Вода – к почкам. Правильная работа селезенки способствует превращению пищи и воды в питательные вещества, питающие легкие.
Человек взаимодействует с природой, совместно существует, размножается, умирает, как инь, ян и пять первоэлементов. Аналогичным образом в состоянии гармонии инь и ян внутренние органы (печень, сердце, селезенка, легкие и почки) правильно развиваются, функционируют, способствуют продлению жизни. Однако если один из перечисленных органов подвергнется отрицательному воздействию, это распространится на другие органы, включая 6 полых внутренних органов (желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь).
По философии Востока человек является частью мироздания, природы, в которой все процессы и предметы взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким же образом рассматривает китайская медицина и организм человека, считая его единым целым, неотъемлемой частью природы. Основными задачами при лечении заболевания в традиционной китайской медицине являются выявление и лечение первопричин болезни. Причиной болезни может быть чрезмерная физическая нагрузка на организм, неправильное питание и др. Задача врача – приведение разбалансированного гомеостаза в здоровое, динамическое состояние.